Когда в первые дни пандемии охваченные паникой государства объявили о далеко идущих остановках, экономика вошла в полный штопор. Непосредственный экономический шок был самым сильным в истории—даже хуже, чем крах фондового рынка 1929 года. В беспрецедентных обстоятельствах республиканские и демократические законодатели объединили усилия, чтобы собрать самый большой пакет стимулов, когда-либо принятый. Этот Закон о ЗАБОТЕ на 2,2 триллиона долларов, подписанный в марте 2020 года, создал множество новых программ, включая простительные кредиты малому бизнесу (PPP) и усиленные проверки безработицы Но ни один из них не пользовался большей популярностью, чем одноразовый стимулирующий чек на 1200 долларов.
Нетрудно понять, почему его так любили:
Стимулирующий чек на 1200 долларов стал спасательным кругом для более чем 100 миллионов семей. Его успех и популярность были настолько сильны, что дополнительные пакеты помощи, принятые в декабре 2020 года и марте 2021 года, также включали прямые платежи.
Даже сейчас , когда экономика переходит в фазу высокого роста, все еще звучат призывы к большему стимулированию. Вряд ли это повторится в этом году. Однако в следующий раз, когда наступит рецессия, несомненно, возникнет необходимость в дополнительных чеков стимулов.
По экономическим соображениям Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics, говорит, что чеки стимулов были уникальны для этого кризиса, который быстро погрузил экономику в историческое сокращение.
Первые чеки были очень эффективны: Налоговый фонд обнаружил, что около 75% было быстро потрачено получателями.
Но второй и третий раунды, которые прошли , как только экономика уже начала восстанавливаться, были менее эффективными для экономики. По данным Налогового фонда, в этих раундах более 70% денег было использовано для погашения долгов или вложено в сбережения .
Но экономическая выгода чеков не является причиной того, что они, скорее всего, вернутся, говорит Занди. Это политическая популярность платежей. Всего за несколько дней до принятия Закона о ЗАБОТАХ в марте 2020 года опрос Fortune-SurveyMonkey показал, что 89% демократов и 85% республиканцев поддерживают единовременную прямую выплату. В поляризованной стране такой тип политического консенсуса встречается редко.
“Политика этого предполагает, что будут будущие чеки стимулов”, — говорит Занди Fortune. Проще говоря, стимулирующие чеки готовы стать долгосрочным политическим созданием рецессии COVID-19.
Политическая сила стимулирующих чеков была в полной мере продемонстрирована в прошлом предвыборном сезоне. В декабре президент Дональд Трамп не смог убедить своих коллег-республиканцев в Сенате США увеличить предлагаемые стимулирующие чеки с 600 до 2000 долларов в декабрьском законопроекте о помощи. В конце концов Сенат принял чеки на 600 долларов. Затем это стало политическим вопросом в двух гонках второго тура выборов в Сенат Джорджии. Эти гонки 5 января определят партийный контроль над Сенатом. Оба кандидата от Демократической партии, Рафаэль Уорнок и Джон Оссофф, пообещали воплотить в жизнь стимулирующие чеки на сумму 2000 долларов если они победят. Это вынудило кандидатов от республиканской партии Дэвида Пердью и Келли Леффлер сделать то же самое . В конце концов демократы получили оба места—то, что политологи приписывают сенаторам-республиканцам, блокирующим чеки на 2000 долларов в декабре.
Если бы не требования избирателей об очередных чеках, Занди соглашается, что республиканцы могли бы сохранить Сенат. Как только они пришли к власти в этом году, демократическое руководство быстро воспользовалось этим, чтобы принять пакет помощи в размере 1,9 триллиона долларов в марте, который включал в себя стимулирующий чек на 1400 долларов.
Стимулирующие меры-не единственный политический инструмент или мера, способная пережить пандемию.
В разгар Великой рецессии в 2009 году Конгресс принял пакет стимулирующих мер на сумму 787 миллиардов долларов. Это составляет 991 миллиард долларов с поправкой на инфляцию в 2021 году. На этот раз Конгресс принял три огромных пакета на общую сумму ошеломляющих 5 триллионов долларов. Щедрость стимулов во время этого кризиса-одна из причин, по которой экономисты вроде Занди считают, что экономика восстанавливается быстрее. После финансового кризиса 2008 года уровень безработицы был выше 7% с декабря 2008 года по октябрь 2013 года, или 59 месяцев подряд. Во время пандемии уровень безработицы превышал 7% всего за шесть месяцев. По состоянию на июнь он составляет 5,9%. Этот относительный успех может стимулировать Конгресс продолжать “идти в гору” во время будущих рецессий.
“Мы не были бы сегодня в таком [хорошем] положении, если бы не этот политический ответ”, — сказал Занди.
Когда дело доходит до политики, Занди предвидит, что PPP будет наименее вероятным для использования в непандемической спровоцированной рецессии. Наиболее вероятно возвращение того, что не названо стимулирующими чеками? Ипотечное терпение—которое заканчивается 30 сентября—и увеличенные пособия по безработице, говорит он. Последнее, которое выплачивается в дополнение к государственным пособиям по безработице, считается одним из лучших инструментов политики, используемых для смягчения последствий рецессии COVID-19.
Автор: ЛЭНС ЛАМБЕРТ
Источник: basicincometoday.com