
Объявление о пилотном проекте по Всеобщему базовому доходу (UBI) является одним из самых привлекательных предложений правительства Уэльса в области политики за последнее время.
По обе стороны дебатов вокруг UBI существуют твердые мнения. Его сторонники описывают его как потенциально способный стать “национальной службой здравоохранения нашего поколения”, в то время как другие считают, что это “не решение проблемы бедности”.
В нашей статье подробно рассматриваются дебаты, исследуются аргументы за и против UBI, что означает решение о передаче полномочий для валлийского пилота и какие доказательства из других источников могут нам рассказать.
Что такое UBI и что предлагается в Уэльсе?
UBI описывает подход, при котором правительство предоставляет взрослым стандартную, регулярную, безусловную оплату независимо от их других доходов. Некоторые утверждают, что UBI должен обеспечивать достаточно средств, чтобы жить самостоятельно; другие поддерживают более ограниченные универсальные платежи, осуществляемые наряду с существующими системами социального обеспечения.
Планы правительства Уэльса по пилотному проекту UBI находятся на ранней стадии, но, похоже, будут сосредоточены на небольшой целевой группе. Первый министр заявил, что есть “веские аргументы” в пользу того, чтобы пилотный проект был ориентирован на лиц, оставляющих детей по уходу.
Однако ряд частных лиц и организаций, поддерживающих внедрение UBI, предложили потенциальные альтернативы. Как Автономия, так и Джонатан Рис Уильямс из UBI Lab Cymru призвали к географически распределенному, не проверенному средствами пилотному проекту в течение многолетнего периода, в котором будут участвовать около 5000 человек при ежегодных затратах от 40 до 50 миллионов фунтов стерлингов. Комиссар будущих поколений поддержал аналогичный подход, а также предложил пилотный проект, ориентированный на сектор искусств.
Как решение о передаче полномочий повлияет на валлийского пилота UBI?
Социальное обеспечение не передается Уэльсу, за исключением налоговых льгот Совета и Фонда дискреционной помощи. Ключевой задачей для правительства Уэльса будет разработка пилотного проекта, который входит в соглашение о передаче полномочий, и первый министр сказал, что одной из причин ограниченного пилотного проекта является то, что “у нас нет всех полномочий в наших собственных руках, чтобы сделать это самостоятельно”.
В 2018 году Шотландия получила полномочия по пополнению льгот, зарезервированных для Вестминстера, и по созданию новых льгот в областях, не связанных с зарезервированными вопросами. С тех пор раздавались призывы пересмотреть систему социального обеспечения в Уэльсе, в том числе Комитетом Пятого Сенеда по вопросам равенства, местного самоуправления и общин.
Взаимодействие между пилотным проектом UBI и системами налогообложения и льгот также будет ключевым вопросом. Министр финансов и местного самоуправления Ребекка Эванс ранее заявила (в своей прежней роли министра финансов и Трефнидда), что судебное разбирательство UBI:
[…] было бы невозможно без активного сотрудничества правительства Великобритании, и это связано с взаимодействием всеобщего базового дохода с системой налогов и льгот.Хотя Шотландия обладает большими полномочиями в области социального обеспечения, чем Уэльс, недавняя работа, проведенная там, дает представление об этих проблемах. Четыре местных органа власти Шотландии изучили возможность получения базового дохода граждан (CBI) и пришли к выводу, что:
“[T]необходимые законодательные полномочия и полномочия по доставке для пилотного проекта CBI зарезервированы за правительством Великобритании, и, следовательно, в настоящее время ни правительство Шотландии, ни местные органы власти самостоятельно не могут ввести CBI”.
Были также высказаны опасения, что пилотный проект может “привести к прямому финансовому ущербу для участников”, поскольку существующая система социального обеспечения может сократить существующие пособия, выплачиваемые участникам пилотного проекта, из-за увеличения доходов и активов домашних хозяйств.
Каковы основные аргументы за и против UBI?
Обширная работа над UBI демонстрирует поддержку и критику с самых разных точек зрения.
Сеть лабораторий UBI, Basic Income и Королевское общество искусств, промышленности и торговли призывают к UBI, и UBI Lab Cymru сделала это в валлийском контексте. Опрос комиссара по делам будущих поколений показал, что в Уэльсе почти 70% поддержали пилот UBI.
Другие выразили более скептические взгляды, в том числе Центр социальной справедливости, Институт по экономическим вопросами Фонд Джозефа Роунтри.
Возникает несколько последовательных тем. Сторонники UBI утверждают, что базовый доход:
- является правом каждого гражданина, обеспечивающим безопасность от нищеты и улучшающим здоровье и благосостояние;
- может более справедливо распределять национальный доход;
- может вознаграждать неоплачиваемый труд, такой как забота;
- предоставляет работникам свободу выбора других, возможно, более предприимчивых вариантов; и
- это просто и легче понять, чем сложные системы социального обеспечения.
Однако оппоненты утверждают, что UBI:
- это чрезвычайно дорого (министр указал, что полный UBI в Уэльсе может стоить от 35 до 40 миллиардов фунтов стерлингов).;
- не является целевой, поэтому деньги идут также тем, кому они не нужны;
- представляет собой значительный сдвиг от существующих систем социального обеспечения; и
- может стать сдерживающим фактором для людей в поиске работы.
Каковы потенциальные альтернативы UBI?
В то время как некоторые организации, такие как Центр социальной справедливости, поддерживают нынешнюю Универсальную кредитную систему через UBI, другие призвали к внедрению других подходов, а не UBI. Некоторые из них более выполнимы в рамках соглашения о передаче полномочий, чем другие.
Доктор Виктория Винклер из Фонда Бевана предложила реформировать нынешнюю систему социального обеспечения и немедленно внести изменения в «валлийские льготы«, предоставляемые правительством Уэльса, такие как схема снижения налогов в совете и бесплатное школьное питание.
Профессор Ян Гоф поддерживает внедрение универсальных базовых услуг (UBS), которое выступает за более широкое универсальное предоставление государственных услуг, таких как уход, транспорт и жилье.
Фонд новой экономики призвал к введению прожиточного минимума для всех, в то время как в докладе для TUC Фабианское общество выступает за разработку альтернативных универсальных льгот, чтобы лучше отвечать вызовам изменений в рабочем мире.
Что мы можем узнать из международного опыта UBI?
Было проведено несколько испытаний UBI, хотя ни одно из них не включало полную модель UBI.
Кения
Самое крупное и долгосрочное исследование UBI проводится в Кении. Он начался в 2016 году и включает в себя 20 000 человек, разделенных на три группы: краткосрочную группу (два года), долгосрочную (12 лет) и группу с единовременной выплатой.
В марте 2021 года в исследовании сообщалось, что получатели UBI испытали “лучшую продовольственную безопасность и с меньшей вероятностью сообщали о том, что испытывают голод”. Однако он также обнаружил, что UBI в Кении “не был эффективен в полной мере для защиты получателей от экономических трудностей”.
Финляндия
Эксперимент с базовым доходом был проведен в Финляндии в период 2017-2018 гг. 2000 безработных в возрасте 25-58 лет получали ежемесячную выплату в размере 560 евро. Эксперимент показал, что эффект занятости был небольшим“, но получатели были “более удовлетворены своей жизнью и испытывали меньшее психическое напряжение” и “более позитивно воспринимали свое экономическое благополучие”.
США
В феврале 2019 года в Стоктоне, штат Калифорния, началось двухлетнее исследование. В отчете о результатах первого года говорится, что получатели гарантированного дохода были “здоровее, демонстрировали меньшую депрессию и беспокойство, а также улучшили самочувствие” и смогли найти работу на полный рабочий день.
Что дальше?
Первый министр сказал, что пилот UBI “должен быть тщательно разработан, чтобы убедиться, что он действительно приносит доход группе людей, с которыми мы можем работать”. По мере того, как мы будем получать более подробную информацию о планах правительства Уэльса, мы вернемся к этой теме, чтобы посмотреть, как она соответствует этим амбициям.
Статья Гарета Томаса, Люси Морган и Пола Уортингтона, Senedd Research, Парламент Уэльса
Источник: research.senedd.wales